Когда клей на заготовленных узлах окончательно затвердел и были
подобраны рейки продольного набора, Жорес Иванович объявил аврал - общий
сбор всех участников постройки "Оптимиста".
- Сегодня, ребята, мы закладываем на стапеле корпус нашего первого
парусника. Во все времена для строителей это - не менее торжественный
момент, чем спуск судна на воду. Обычно первым на стапель укладывали
киль и к нему крепили медную, а то и серебряную закладную доску с
выгравированной на ней датой закладки, названием корабля и верфи, именем
строителя. И сейчас на килях деревянных яхт нередко выжигают
строительный номер судна и условное название верфи.
Установка шпангоута и транцев на стапеле.
Показана проверка высот килевой линии от струны, натянутой в ДП (при
помощи козелков). Рамки прибиты гвоздями к поперечинам стапеля (1) и
раскреплены шестью подкосами (2) 16 х 40 х1000.
1 - носовой транец, фанера 12 мм на рамке из
реек 6X60; 2 -подмачтовая банка, доска 16 мм; 3 -подмачтовый бимс,
фанера 6 мм; 4 -нищевой трингер, 6 х 35 х 1150; ;куловой трингер, 6 х 35
х 1200; ривальный брус, 6 х 35 х 1300; I - киль, 6 х 85 х 1150; 5 -
вырез лярохода шверта; -оперечна я балка стапеля; 10 - флор шпангоута
доска 16 х 190 х 1060; II - транец, фанера 12 мм; 12 - топтимбер с
шпангоута ,16 х 60 х 680;
13 - стенка швертовог о колодца, 12 х 290 х 400;
14 -топтимбер с - стойка подмачтов ого бимса, 16 х 50; 15 -топтимбер с,
16 х 60 х 600; 16 - флортимбе рс, 16 х 60 х 760; 17 - бимс, 16 х 76 х
840; 18 - топтимбер с, 16 х 60 х 680; 19 - бимс, 16 х 76 х 475; 20 -
флортимбе рс, 16 х 60 х 555; 21 - стойка колодца, дуб 16 х 35 х 312; 22
- основание колодца, 22 х 45 х 400; 23 - кница кормовая, фанера 6 мм; 2
шт.; 24 - кница носовая, фанера 6 мм, 2 шт.; 25 - перо руля, фанера 12
мм; 26 - шверт, фанера 12 мм; 27 - рейка, дуб 10 х 20 х 80.
Набор корпуса, выставленный на стапеле (транцы показаны зашитыми);
детали набора и швертового устройства, перо руля.
Нам проще собирать свою маленькую лодку в положении вверх килем,
поскольку киль у нее не прямолинейный, как у больших судов, а имеет
солидный изгиб. Все отсчеты размеров по высоте мы будем вести вверх от
горизонтальной плоскости стапеля.
Закладку "Оптимиста" начали с установки шпангоута. Его поставили
вертикально, прижав стойками -топтимберсами к кормовой кромке средней
поперечной доски стапеля. Приложив к отметке ДП на флоре нитку отвеса,
тщательно отрегулировали положение шпангоута так, чтобы острие грузика
установилось точно на пересечении линии ДП на продольной доске и кромки
поперечной доски стапеля. Это значило, что установленный вверх килем
шпангоут не имеет наклона ни вдоль, ни поперек корпуса. В этом
выверенном "по крену и дифференту" положении шпангоут закрепили к
поперечной доске гвоздями и дополнительно двумя наклонными раскосами
вдоль стапеля.
Точно так же установили в строго вертикальное положение кормовой транец.
А вот наклонный носовой транец пришлось устанавливать так, чтобы острие
грузика отвеса, опущенного из отметки ДП на кормовой кромке транца,
располагалось над отметкой 240 мм от скошенной носовой кромки носовой
поперечной доски.
Убедившись в том, что все три рамки установлены правильно и жестко
раскреплены, Жорес Иванович сказал, что теперь самое время
проконтролировать те несколько размеров корпуса, от соблюдения которых
зависит "войдет ли в класс" построенный ребятами "Оптимист".
Сначала проверили общую длину корпуса, измеряя метром расстояние между
нитками двух отвесов, опущенных в ДП с кормовой кромки кормового транца
и носовой кромки носового транца. Поскольку транцы еще не были зашиты
фанерой (по чертежу ее толщина 12 мм), к полученному размеру 2280 мм
прибавили 24 мм. Вышло 2304 мм.
- Все в порядке: в пределы допуска от 2285 до 2315 мм мы уложились!
Проверили (при помощи того же метра) еще три размера по вертикали от
"верхней" - килевой - кромки шпангоута и транцев до контрольной линии,
которую обозначили туго натянутой ниткой ("струной") на высоте 690 мм от
плоскости стапеля.
Жорес Иванович сказал, что то же самое можно было сделать и при помощи
шлангового уровня. Для этого одну его трубку надо закрепить на заданной
высоте где-нибудь над стапелем, а вторую трубку подводить к нужному
месту: замеряется метром разность между кромкой флора и уровнем воды в
этой трубочке.
Теперь - можно было дать "добро" на установку киля. Пришлось лишь
немного подстрогать стамеской вырез в шпангоуте, и рейка киля плотно
встала на место. Ее сразу же закрепили при помощи клея и шурупов (по два
в каждый флор). Так же легко вошли в пазы днищевые стрингера и
привальные брусья. Лишь в самом носу концы реек пришлось подтягивать к
гнездам в носовом транце при помощи прочного шнура.
А вот со скуловыми брусьями пришлось повозиться. Они никак не хотели
плотно войти в свои гнезда в носовом транце: из - за изгиба сразу в двух
направлениях рейки сильно скручивало, они стали как пружина.
- Подождите, ребята! Не ломайте их. Сейчас мы сделаем рейки мягкими и
покорными.
Малковка продольного набора: а -малковка
скулового стрингера под установку бортовой обшивки; б -малковка
скулового стрингера и кромки бортовой обшивки под установку днища. 1 -
привальный брус; 2 - передвигаемая вдоль борта контрольная рейка; 3
-скуловой стрингер; 4 - установленный лист бортовой обшивки.
Жорес Иванович обернул оба бруса около миделя тряпками, вскипятил в
чайнике воду и стал поливать обмотанные тряпками места кипятком. Через
несколько минут ребята почувствовали, как сопротивление брусьев
ослабело, их легко подтянули к набору. Убедившись, что на места
крепления реек вода не попала, их промазали клеем, снова завели в гнезда
и окончательно завернули шурупы.
- Сейчас, ребята, - сказал он, - мы использовали очень простой способ
сделать дерево гибким и эластичным -распарили рейки. При постройке яхт с
круглоскулыми обводами распаривать приходится все до одного шпангоуты,
только так можно изогнуть их точно по форме корпуса! Делается это уже не
при помощи тряпок и чайника, а в специальном длинном ящике: в него
укладывают сразу по нескольку реек, а пар подают из котла. В распаренном
состоянии рейки становятся гибкими; когда же они высохнут уже будучи
надежно закрепленными в корпусе, древесина вновь обретет первоначальные
упругие свойства. Пожалуй, при постройке следующих лодок мы применим
другой способ -будем выклеивать скуловой брус прямо на месте - из двух
реечек сечением 16 х 18 мм. Каждую из них порознь изогнуть по обводу
скулы будет нетрудно.
Через сутки - такая выдержка потребовалась, чтобы клей в соединениях
встал, ребята продолжили работу с выставленным на стапеле набором
швертбота, корпус которого уже приобрел свою настоящую форму. Отпилили
концы стрингеров, киля, скуловых и привальных брусьев, которые выступали
за плоскости рамок транцев.
Затем Жорес Иванович показал, как нужно снимать малку с кромок набора.
Снять малку - это значит прострогать кромку наискось, срезать угол таким
образом, чтобы лист наружной обшивки прилегал к ней плотно и по всей
площади кромки.
Жорес Иванович взял рейку с прямой кромкой и приложил ее одновременно к
скуловому стрингеру и привальному брусу в полуметре от кормы. Между этой
контрольной рейкой и верхней кромкой скулового стрингера оказался
небольшой зазор - мешала нижняя кромка. Это значило, что здесь подтянуть
и присоединить лист бортовой обшивки не удастся. Пришлось стамеской
подстрогать нижнюю кромку стрингера - пока только на узком участке, где
прикладывалась рейка. Убедившись, что после этого контрольная рейка
плотно прилегает к скуловому стрингеру по всей его высоте, Жорес
Иванович сдвинул рейку на 500 мм в нос. Здесь также пришлось немного
подрезать ту же кромку стрингера - опять - таки только под контрольной
рейкой. Таким образом за четыре приема он добрался до носового транца, а
на брусках продольного набора остались четыре небольших углубления,
показывающих сколько и где нужно снять "лишнего" материала. Вооружившись
рубанком, Жорес Иванович осторожно сострогал этот "лишний" материал
между отмалкованными участками, в которых прикладывалась контрольная
рейка.
Подгонка - причерчивание - основания швертового
колодца по плоскости киля. 1 - флор; 2 - плоскость киля; 3 - линия, по
которой нужно снять материал, чтобы колодец 4 плотно стал на киль.
Так выпиливается щель для прохода шверта в киле
и в днищевой обшивке.
В носу сняли малку с топтимберсов транца, причем рейку здесь
прикладывали по диагонали - одним концом к топтимберсу, а другим - к
скуловому или привальному брусу. Окончательно качество работы проверили,
передвигая вдоль бортов прижатый к набору небольшой кусок фанеры.
С тех кромок скуловых стрингеров, которые прилегают к днищу, малку
решили снимать позднее, когда будет поставлена бортовая обшивка. Во -
первых, корпус приобретет большую жесткость. А во - вторых, за один
проход можно будет также сострогать и выступающую кромку фанеры.
Вите, как самому аккуратному в столярных работах, было поручено
подогнать швертовый колодец. Это один из наиболее ответственных узлов
корпуса: при малейшей небрежности лодка непременно будет здесь
протекать. Сложность в том, что основание колодца должно плотно
прилегать к имеющему изгиб килю, а кормовой торец - к флору шпангоута.
Прострогав торец, Витя приложил колодец к флору, но поставил его не на
киль, т. е. не по ДП, а сбоку, прижав основание колодца к боковой грани
киля. Сразу стало видно, сколько и где нужно снять материала, чтобы
основание колодца плотно и по всей длине прилегало к верхней плоскости
киля. Витя карандашом прямо по кромке киля причертил основание - провел
линию, по которой рубанком срезал этот "лишний" материал, проверяя
плотницким угольником перпендикулярность пристрагиваемой плоскости
боковым стенкам колодца. Окончательно плотность подгонки проверялась
установкой колодца на место. Витя добивался того, чтобы не было зазоров
ни между торцом и флором, ни между килем и основанием ни с правой, ни с
левой стороны по всей длине колодца.
Затем Витя прорезал в киле щель для прохода шверта. Для этого он перенес
на верхнюю плоскость киля положение отверстия в колодце, предварительно
помеченное на его основании сбоку. Точно по ДП он просверлил перкой
диаметром 16 мм несколько отверстий, а затем, прочертив две параллельные
линии, касательные к этим отверстиям, сделал по ним два пропила узкой
ножовкой. Осталось только подровнять концы щели стамеской, обработать ее
внутренние поверхности рашпилем - и можно было ставить колодец
окончательно. Места соединений хорошо промазали клеем и притянули
колодец к килю и флору шурупами 4 х 32.
Регулируемый степс мачты. 1 - планка степса, 12
х 85 х 170, фанера. 2 шт.; 2 - боковая направляющая, фанера 6 х 52 х
170, 2 шт.; 3 - винт М5 х 50. 4 шт.; 4 - подвижная верхняя планка, 12 х
52 х 170.
Двое ребят тем временем кончали подмачтовую банку. Чтобы вырезать
пяртнерс, разметили окружность диаметром 45 мм, насверлили по ней около
двух десятков отверстий 6 - миллиметровым сверлом, затем срезали
перемычки между ними узкой стамеской и зачистили кромки образовавшегося
отверстия полукруглым драчевым напильником. Затем банку уложили концами
на привальные брусья так, чтобы выдержать размер 1997+5 мм от задней
кромки транца (не забыв при этом учесть, что он еще не зашит 12
-миллиметровой фанерой) до центра пяртнерса. Это расстояние заранее
отложили по линии ДП на стапеле, положение банки проверили по отвесу. В
нужном положении банку закрепили, опилили концы, выступившие наружу за
привальные брусья, и отмалковали края. Одновременно подогнали и врезали
в скуловой стрингер, привальный брус и банку рейки - топтимберсы для
крепления к обшивке подмачтового бимса, вырезанного из фанеры. Его также
лучше ставить на место еще на стапеле.
- Давайте заодно поставим и степс. Сейчас это можно сделать очень точно,
а к тому же, ничто не помешает заворачивать шурупы, - сказал Жорес
Иванович.
Детали степса вырезали из 12 - миллиметровой доски и 6 - миллиметровой
фанеры. Чтобы в дальнейшем иметь возможность в небольших пределах
изменять положение мачты и наклонять ее вперед или назад, верхнюю
накладку сделали "подвижной": она сдвигается на 18 мм вдоль киля. Для
этого крепежным отверстиям в накладке придана овальность; овальным (47 х
70 мм) сделано и гнездо под шпор мачты в основании степса.
Пропустив отвес через отверстие в банке и совместив его острие с меткой
на линии ДП, нетрудно найти точное положение степса на киле.