Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
22.01.2019 23:13
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
В практике водителей моторных судов наиболее часто могут встречаться
нижеследующие термины - специальные названия частей русла и элементов
речного потока.
Акватория - участок водной поверхности естественного или искусственного
водоема или водотока.
Берег - часть суши, примыкающая к реке, озеру, водохранилищу или морю.
Всякая река имеет два берега - правый и левый. Чтобы определить каждый
из них, нужно стать лицом по течению, реки: с правой стороны при этом
будет правый берег, с левой -левый.
Бечевник - прибрежная полоса земли шириной 20 м (считая от воды) вдоль
берегов рек и каналов.
Бровка - линия перехода берега реки или канала в береговой откос.
Высыпка - отложение наносов, образующееся в месте впадения в реку ручья
или небольшой речки и у мест подхода к реке оврагов (рис. 20). Особенно
крупные высыпки образуются в местах подхода к реке размываемых оврагов.
Во время дождей и ливней стекающие по склонам оврага воды размывают
грунт и выносят его в реку.
Рис. 20. Место, характерное для образования
высыпки: 1 - размываемые склоны оврага; 2 - высыпка; 3 - кромочный
плавучий знак, ограждающий отмель высыпку
Глубины в местах расположения высыпок бывают небольшими, поэтому
следует остерегаться ударов корпусом или гребным винтом моторного судна
об отмель.
Гарантированная глубина - наименьшая глубина, поддержание которой
гарантируется службой пути на данном участке реки.
Гряда - скопление камней во всю ширину русла или часть ее. Грядой также
называют каменистую косу. Течение на грядах неровное. При посадке судна
на гряду возможен пролом корпуса. На р. Енисее гряды называют шиверами.
Заберег - узкая полоска тонкого льда, образующегося у берега реки в
начале ее замерзания.
Закраина - узкая полоса воды, образующаяся между краем ледяного покрова
и берегом реки в начале ее весеннего вскрытия.
Заплесок -отлогая полоса берега, непосредственно примыкающая к воде и
при волнении заплескиваемая водой (откуда она и получила свое название).
Затон - защищенный от ледохода естественный или искусственный залив,
служащий для зимней стоянки судов. В затонах устраивают судоремонтные
заводы и мастерские.
Извилина - длинный пологий изгиб русла реки совместно с долиной. Длинная
и крутая извилина русла совместно с долиной, у которой расстояние между
началом и концом по сравнению с длиной мало, называется лукой. Длинный
изгиб русла в пределах долины принято называть излучиной, а короткий и
крутой - коленом.
Исток - место, где река берет свое начало. Истоком может служить ручей,
ключ, болото, озеро или ледник. Иногда за исток считают место слияния
двух рек (например, истоком Оби считается место слияния рек Бии и
Катуни).
Коса - длинная подводная или надводная отмель, идущая от выпуклого
берега под углом к нему вниз по течению. В большинстве случаев косы
бывают песчаные. Часто от крупной косы отходят более мелкие косы,
которые называются застругами, или закосками. При плавании в таких
местах следует остерегаться ударов корпуса судна об отмель.
Огрудок - небольшое обособленное скопление камней, чаще всего около
берега. Обычно огрудки расположены вдоль русла.
Одинец - камень больших размеров, лежащий отдельно в русле. Одинцы
переносятся весенним ледоходом, донным льдом, попадают в русло при
подмыве берегов и т. д. На мелководных участках они представляют
серьезную опасность для моторных судов.
Опечек - небольшой подводный галечный бугор на дне реки. Опечки обычно
образуются при весенних ледоходах, когда лед, Упираясь в дно,
нагромождает под водой бугры гальки.
Осередок - наносное отложение в русле, обтекаемое течением со всех
сторон и не имеющее растительности. Обычно осередки образуются в
мелководный период и могут быть надводными и подводными. Подводные
осередки более опасны для судоходства, так как они скрыты под водой и
неопытному судоводителю трудно определить место их нахождения.
Некоторые надводные осередки со временем покрываются растительностью и
превращаются в острова.
Перевал - участок реки, где судовой ход переходит от одного берега к
другому. Перевалы бывают длинными и короткими, прямыми и извилистыми,
глубоководными и мелководными.
Песок -низкий и отлогий песчаный берег, имеющий выпуклое очертание и не
покрытый растительностью. Когда течение направляется в сторону такого
берега, то вода начинает его подмывать и он из отлогого превращается в
обрывистый. В таких случаях обычно говорят <песок режет> и называют его
обрезным песком.
Печина - выступ берега или мелкое место в реке, сложенное из плотной
неразмываемой глины.
Плес - участок реки между двумя перекатами. Плесом называют также
участок реки, имеющий на всем своем протяжении одинаковые судоходные
условия.
Побочень - песчаная отмель у вогнутого берега.
Порог - каменистый участок русла с большим уклоном. Течение на порогах
быстрое и неровное, судовой ход обычно извилист и стеснен камнями.
Пороги являются наиболее трудными и опасными для судоходства участками.
Некоторые из них совершенно непроходимы для судов и разделяют реку на
два самостоятельных участка.
Рейд - водное пространство, удобное для стоянки судов. Каждая пристань и
каждый порт имеют свои рейды, на которых останавливаются суда в ожидании
загрузки, разгрузки, формирования состава.
Снежница - мягкая, пропитанная водой снеговидная масса образовавшаяся на
реке после снегопада. Появление снежницы предвещает скорый ледостав.
Урез воды - граница между берегом и поверхностью воды в спокойном
состоянии, т. е. линия, где кончается берег и начинается вода.
Уровень воды в реке - принято различать высокий и низкий Высокий уровень
на реках обычно бывает весной во время паводка и осенью с наступлением
осенних дождей. Низкий уровень в большинстве случаев наступает в жаркие
летние месяцы, когда выпадает мало осадков. Время, когда на реке
держатся низкие уровни, называют межень, а уровни - меженными.
Устье- место, где река впадает в море, озеро или другую реку Некоторые
из наших северных рек впадают в длинные широкие) морские заливы, которые
называются губами (например, Обская губа). Устья других рек, впадающих в
море, имеют большое количество проток, постепенно расходящихся по
течению в обе стороны от основного русла, взаимно пересекающихся и
образующих множество островов.
Рис. 21. Яр: 1 - нижнее плечо яра; 2 - ходовой
знак (показывает, что яр чистый и возле него возможно безопасное
движение судов); 3 - верхнее плечо яра; 4 - урез воды; 5-заплесок-
6-обрезнои песок; 7 - кромочные плавучие знаки, ограждающие левобережную
кромку судового хода; в -песчаная коса; 9 - заструги (закоски)
Приустьевой участок в этом случае напоминает треугольник и называется
дельтой. Такое устье имеют, например, Волга, Северная Двина, Лена.
Широкое устье реки, впадающей в море, не имеющее приливов, называется
лиманом. От моря лиманы отделены мелями, между которыми остаются лишь
узкие проливы, дающие выход в море речным водам. Устья в виде лиманов в
основном имеют реки, впадающие в Черное море (Днепр, Днестр, Буг). В
судоходном отношение лиманы более благоприятны, чем дельты.
Шуга - мелкий, рыхлый, в виде кусочков лед сероватого цвета,
образующийся из снежницы или всплывшего донного льда. Густота шуги
зависит от температуры наружного воздуха. По мере снижения температуры
количество шуги увеличивается, из нее образуются льдины, дающие начало
осеннему ледоходу. С появлением на реке шуги заканчивается движение
судов.
Яр -вогнутый, обрывистый берег реки (рис. 21). Верхняя по течению часть
яра считается его началом и называется верхним плечом яра, а конец яра -
нижним плечом. Высота яров бывает различной и может доходить до 10-15 м.
Поскольку форма яров вогнутая, возле них почти всегда образуется
прижимное течение, которое постоянно подмывает яр и вызывает его обвалы.
Это должен учитывать каждый водитель моторного судна во время остановки
у высоких яров с прижимным течением и во время движения вдоль них.
Яры бывают чистые и нечистые. Чистым яром называется такой, возле
которого нет никаких подводных препятствий для судоходства (отмелей,
карчей, камней и т. п.). Если у яра имеются подводные или надводные
препятствия, то яр называется нечистым. Проходящие суда должны
уклоняться от таких яров по возможности дальше.