Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
22.01.2019 23:21
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
Речным перекатом называется мелководный участок русла реки, имеющий
устойчивые наносные отмели, проходящие от одного берега к другому в виде
вала.
Всякий перекат (рис. 22) состоит из верхней и нижней кос, напорного
ската, гребня, корыта и подвалья. Название кос зависит от их
расположения по отношению к течению.
От верхней косы отходит подводная отмель и идет к нижней косе под углом
к течению. Эта отмель имеет вид пологого, постепенно повышающегося
песчаного вала, который как бы разделяет реку на две плесовые лощины:
верхнюю, расположенную выше переката, и нижнюю - ниже переката.
Рис. 22. Перекат и его части
Вершина вала на всем протяжении называется гребнем переката, а
пологая верхняя по течению часть - напорным скатом. На гребне всегда
бывают наименьшие глубины.
Так как вода постоянно стремится промыть среди отмелей себе путь, то
обычно на перекате образуется наиболее глубокое место, которое
называется корытом переката. По корыту переката проходит судовой ход.
Нижний конец корыта переката, за которым глубина становится сразу
больше, чем глубина на перекате, а скорость течения уменьшается,
называют подвальем переката.
Имея мелкий, иногда извилистый судовой ход и повышенные скорости
течения, перекаты сильно ухудшают путевые условия и затрудняют
судоходство. Степень трудности прохождения перекатов зависит or их
расположения в русле реки и от' формы подвалья. В судоводительской
практике принято классифицировать перекаты по типам в зависимости от
трудности судовождения на них.
На движение маломерных моторных судов перекаты оказывают меньшее
влияние, однако судоводителям-любителям нужно всегда помнить, что
обгоны, расхождения й стоянка судов на перекатах, как правило,
запрещаются.
Если на перекате начать поворот, то неровное и быстрое течение может
вызвать большой крен судна и опрокинуть его. Тихоходную моторную лодку с
маломощным двигателем во время поворота на перекате может прижать
течением к отмели за судовым ходом или снести вниз.
Особую опасность для водителей моторных судов представляют устьевые
перекаты. Они образуются в устьях малых (особенно несудоходных для
транспортного флота) притоков во время весеннего половодья, когда
главная река несет в приток свои наносы. Кроме этого, подпор воды в
устье притока останавливает течение, и влекомые течением наносы начинают
обильно осаждаться на дно. После половодья такие наносные осаждения
образуют очень мелководные перекаты, протяженность которых порой
достигает 4-6 км. Если судоводитель-любитель 'зашел на моторном судне в
такой приток во время половодья, а выходит оттуда после спада воды, ему
при подходе к устью надо быть особенно внимательным и осторожным.
Навигационные карты рек и некоторых водохранилищ служат для ориентировки
судоводителей при глазомерной проводке судна. Их масштабность обычно
бывает от 1:10 000 до 1:100 000. Карты издаются альбомом, в начале
которого имеется так называемый сборный лист, т. е. схема расположения
листов карты последовательно вдоль русла реки. Здесь же расположен лист
условных обозначений, с помощью которых на навигационной карте нанесены
меженный судовой ход, глубины, плавучие и береговые знаки навигационного
оборудования; обозначены препятствия, представляющие опасность для
судов; указаны населенные пункты и характерные ориентиры.
Особо затруднительные для судоходства места могут быть изображены в
более крупном масштабе по сравнению с масштабом, принятым для всей
карты. Также может быть дано описание судового хода и особенностей
проводки судов через то или иное затруднительное мест.
Издаются речные навигационные карты обычно типографским способом. Они
могут быть одно- или многоцветными. Прокладка курса на речных
навигационных картах при пользовании ими не ведется. На них лишь
наносится периодическая корректировка, отражающая изменения, происшедшие
со времени выпуска карты в свет.
Карты больших судоходных озер, относящихся к внутренним водным путям
СССР, составляются по тем же правилам, что и карты морей, хотя
большинство их обычно издается в прямоугольных координатах, а не в
меркаторской проекции, как это принято для морских карт.