Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
27.04.2019 18:22
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
Для безопасного плавания судоводителю-любителю нужно хорошо знать
участок реки, по которому ему приходится водить судно. Знание
естественных и искусственных примет и расположение знаков навигационного
оборудования необходимо для правильной ориентировки на реке и проводки
маломерного судна по безопасному пути. Особенно хорошо надо знать
условия плавания в узкостях, на перекатах, стесненных рейдах портов и
пристаней.
Условия плавания на реках в разные периоды навигации различны. Во время
весеннего разлива скорости течения сильно увеличиваются, особенно в
местах разветвления русла. При больших скоростях течения маломерное
моторное судно может быть затянуто в неходовую протоку, где легко
получить повреждения о случайные препятствия. Водителям моторных судов,
не знающим условий прохождения участков с большими скоростями течения,
не рекомендуется заходить в узкие неходовые протоки. Следует
заблаговременно и по возможности дальше уклоняться от них, чтобы не
попасть под влияние свального течения.
Плавание весной над затопленными берегами допустимо лишь в тех случаях,
когда водитель моторного судна твердо знает, что на пути нет никаких
препятствий и глубина достаточна для безопасного прохода.
Поскольку река в половодье становится более широкой, ориентировка на ней
затрудняется. Естественными приметами весной служат незатопленные
берега, горы, кустарники и отдельные деревья. К числу искусственных
примет относятся видимые с реки населенные пункты, мосты,
гидротехнические сооружения и знаки навигационного оборудования судового
хода.
С наступлением мелководья река получает четкие очертания, становится
более извилистой, ширина ее намного сокращается, увеличивается
количество подводных препятствий. Основными ориентирами в этот период
служат знаки навигационного оборудования.
Идя по течению, не следует приближаться к яру слишком близко, особенно
там, где имеются упавшие в воду деревья или где берег имеет большие
выступы.
При расхождении с буксирными составами возле яра следует учитывать, что
идущие на буксире баржи при движении вниз по течению могут сместиться в
сторону берега. Моторное судно, оказавшись в это время между яром и
баржами, будет вынуждено выброситься на мель.
При проходе перекатов, имеющих свальное течение, идущие на буксире баржи
будут прижиматься к кромке судового хода, в сторону которой направлен
слив воды, и судоводителю-любителю нужно это учитывать.
Особенно внимательным надо быть при расхождении с толкаемыми составами,
так как идущие впереди толкача баржи могут закрыть от вахтенного
судоводителя моторное судно и в случае внезапно возникшей аварийной
ситуации он не сможет своевременно принять меры предосторожности. .
Обгон судов, как правило, допускается на участках реки или канала с
достаточной шириной судового хода, ровным и не слишком быстрым течением.
Гребным лодкам, спортивным яхтам и шлюпкам с моторами, а также всем
моторным лодкам и катерам запрещается пересекать курс движущихся судов.
Категорически запрещено выполнять оборот перед носом идущего навстречу
судна.
Особую осторожность должны проявлять водители моторных судов,
двигающихся на большой скорости, при прохождении узких, извилистых
участков реки. Обычно большинство водителей стараются выбрать курс ближе
к берегу и поэтому, огибая выступающие крутые мысы, могут внезапно
столкнуться с другими судами или лодками, не видимыми за этими
выступами. В подобных местах нужно вести судно ближе к середине реки или
канала, а в некоторых случаях перед выходом из-за крутых мысов даже
полезно заранее уменьшить ход.
Проходя места с большим скоплением людей (пляжи, купальни и т. п.),
необходимо особенно внимательно следить за акваторией по курсу судна,
так как очень часто купающиеся выплывают за установленные границы и
могут оказаться на судовом ходу.
Не менее бдительным должен быть судоводитель-любитель и при движении
мимо пристаней, портов и мест стоянки транспортных судов. Проходя такие
участки, надо прислушиваться к звуковым сигналам крупных судов, следить
за их маневрами и при необходимости своевременно принимать меры для
выбора безопасного пути своего судна и обеспечения беспрепятственных
маневров других судов.
Также надо проявлять внимательность при прохождении мимо различных
лесоудерживающих и лесонаправляющих сооружений - лесных гаваней,
молепроводов и т. п. В таких местах обычно скапливается древесина,
которая, намокая, тонет и плывет под водой (топляки), представляя
большую опасность не только для маломерных моторных, но и для крупных
судов. Топляк очень трудно заметить с судна, можно на полном ходу
удариться о него и повредить корпус. Во избежание такого столкновения
при проходе наплавных сооружений необходимо вести судно умеренным ходом.
На многих реках с оживленным судоходством для маломерных судов
выделяются специальные трассы для движения и пересечения реки, которых
обязательно следует придерживаться при движении по рейдам.
Если навстречу моторному судну движутся параллельными курсами два других
судна, никогда не нужно идти между ними. Расходящиеся волны других судов
сталкиваются друг с другом, образуя толчею, и могут залить маломерное
моторное Судно. Если по каким-либо причинам моторное судно все-таки
оказалось между двумя идущими судами, следует сосредоточить все внимание
на управлении, не отвлекаясь рассматриванием судов и чтением их
названий. Впрочем, и в других случаях сосредоточенность водителя -
важное условие безопасности плавания.
Часто при управлении моторными судами возникает необходимость определить
по внешним признакам, правильно ли выбран путь, по достаточно ли
глубокому месту идет судно.
Наиболее верным признаком для определения пути является выход на
поверхность придонной волны. Как уже говорилось выше, за каждым
движущимся судном образуются волны. На глубоком месте они ровные и имеют
вид пологих валов без ярко выраженного гребня. Стоит только судну зайти
на мелкое место, как над волнами, расходящимися от кормы, образуются
белые гребешки, которые опережают основание волны и с характерным шумом
начинают пениться. Чем резче разница в глубине, тем волны будут круче и
гребни их сильнее пенятся. Следовательно, чтобы отойти от мелкого места,
надо уклониться в сторону, противоположную той, где вспенились гребни
волн. Если же придонная волна вышла на поверхность с обеих сторон,
значит судно находится на мелководье. В этом случае нужно немедленно
сбавить ход до малого и осторожно, измеряя глубину, вывести судно на
глубокое место.
Рис. 36. Вид водной поверхности на глубоком и
мелком местах
При некотором навыке судоводитель-любитель может научиться отличать
мелководье от глубокой воды по цвету и характеру водной поверхности. На
глубоком месте поверхность волнистая и имеет более темный цвет (рис.
36). На мелком месте она ровная и цвет ее светлый. Это очень хорошо
видно на перекатах, где кончается отмелое место и начинается глубина.
Вода над различными затопленными предметами и подводными препятствиями
имеет вихреобразную поверхность в виде майдана. Чем меньше глубина над
затопленным предметом или препятствием и чем больше скорость течения в
данном месте, тем ярче будет выражен майдан. Такие места следует всегда
обходить стороной.
Иногда при плавании в темное время суток малоопытные
судоводители-любители теряют ориентировку и не могут понять, в каком
месте реки находится моторное судно. В этом случае с помощью наметки
надо определить характер грунта, который очень хорошо ощущается через
наметочный Шест. Если под наметкой чувствуется плотный песок, значит,
судно находится на быстром течении. Если же под наметкой чувствуется ил,
значит, судно зашло в тиховод или в стоячую воду, образовавшуюся за
крупной косой или выступающими в реку отмелями. Через наметку хорошо
ощущается и каменистый грунт. Во всех случаях, когда
судоводитель-любитель не видит никаких ориентиров и не может определить
место своего судна, он должен немедленно прекратить движение во
избежание печальных последствий. Это требование хорошей судоводительской
практики и правил плавания!