Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
27.04.2019 20:37
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
38. Управление судами на подводных крыльях, буксировка моторными судами
Перед отходом от места стоянки на судне с подводными крыльями в
первую очередь нужно тщательно осмотреть крылья и, если на них скопились
трава, ветки или другой мусор, очистить их. Это необходимо для того,
чтобы при движении на большой скорости не создавалось дополнительное
сопротивление.
Затем следует проверить, не заденут ли крылья при отходе за какие-либо
препятствия. Если судно имеет крен, его нужно устранить, так как при
крене выход на крылья может усложниться или вообще не произойти. После
того как судно будет отведено от берега, можно включить двигатель и дать
незначительный ход. Увеличивать частоту вращения гребного винта следует
только после того, когда судно получит устойчивое движение вперед и
водитель убедится, что на курсе нет никаких плавающих предметов.
Увеличивать частоту вращения нужно плавно или постепенно через некоторые
промежутки времени.
При движении на крыльях все суда очень чувствительны к перекладке руля,
поэтому не следует перекладывать руль на большие углы. Не рекомендуется
во время хода на крыльях делать повороты на 180°. В этом случае в связи
с повышенной скоростью возникает очень большая центробежная сила,
которая может накренить судно и опрокинуть его.
Поскольку крылья моторных судов находятся близко к поверхности воды,
плавание даже при незначительном волнении сильно затрудняется. Волны,
расходящиеся от других судов, обязательно нужно проходить на корпусе,
для чего скорость хода следует сбавлять заблаговременно.
Идя на крыльях, нужно особенно внимательно наблюдать за поверхностью
воды, чтобы не допустить попадания на крылья даже незначительных
плывущих предметов. При повышенной скорости движения их удары будут
очень ощутимы и могут повредить не только крылья, но и корпус судна.
Переходя с крыльев на водоизмещающий режим плавания, нельзя забывать,
что крылья находятся ниже днища и, чтобы не повредить их, нужно иметь
достаточный запас воды под днищем. Особенно это важно при подходе к
отмелому или незнакомому берегу. В таких случаях всегда полезно
уменьшить ход заблаговременно и вести судно осторожно, маневрируя им,
как водоизмещающим судном.
Моторные суда не приспособлены для буксировки, но в любительской
практике нередко случается, что надо взять на буксир другое маломерное
судно. Существует два способа буксировки: на буксирном канате и под
бортом.
В первом случае с буксируемого судна подается канат на корму судна,
которое будет буксировать. Для обеспечения хорошей управляемости при
этом способе буксировки канат (как на буксирующем, так и на буксируемом
судне) надо крепить с расчетом, чтобы он находился в диаметральной
плоскости судов. Для этого на буксируемом судне его обычно крепят на
носовых кнехтах одного борта, затем пропускают через носовой кнехт
другого борта и, заложив в носовую киповую планку, свободный конец
подают на буксирующее судно.
Если на буксирующем судне имеется кормовая киповая планка, канат
закладывают в нее и крепят на кормовых кнехтах также обоих бортов. Если
киповой планки нет, то канат следует пропустить через петлю, как
показано на рис. 37.
Натягивать канат при отходе нужно плавно. Для этого дают самый малый ход
и, заметив, что канат начинает натягиваться, переводят двигатель на
режим холостого хода. Как только движущееся по инерции судно натянет
канат, сразу включают двигатель на ход и постепенно прибавляют обороты.
Если пуск и остановка двигателя затруднительны, то, воспользовавшись
веслами, нужно дать возможность буксирующему и буксируемому судам отойти
друг от друга на длину буксирного каната и лишь после этого давать ход.
При натяжении каната внимательно следите, чтобы он не попал на гребной
винт. По этой же причине нельзя допускать провисания и опускания каната
в воду на протяжении всего времени буксировки.
Для того чтобы буксируемое судно шло в кильватер за буксирующим, на нем
нужно оставить водителя, который рулем должен удерживать судно на курсе.
Для уменьшения влияния на буксируемое судно воды, отбрасываемой гребным
винтом буксирующего судна, в любительской практике длину буксирного
каната обычно берут 10-15 м. В целях уменьшения сопротивления
буксируемое судно следует по возможности облегчить, т. е. снять с него
часть груза и пассажиров.
Во время оборота следите, чтобы буксирный канат не провис и не попал
на гребной винт. Для лучшего натяжения каната при обороте водитель на
буксируемом судне должен переложить руль на 20-30° в сторону,
противоположную той, в которую делается оборот.
При буксировке под бортом суда устанавливают рядом и крепят друг к другу
через швартовные кнехты. При этом нужно учитывать, что управляемость
будет лучше, если корма буксирующего судна расположится несколько ниже
кормы буксируемого судна. Чтобы смягчить удары судов друг о друга при
буксировке, между бортами надо заложить мягкие кранцы.
Особенностью этого способа буксировки является то, что буксируемое судно
будет постоянно стремиться повернуть в свою сторону буксирующее, так как
сопротивление встречного потока воды с этого борта увеличится более чем
в 2 раза. Чтобы удержать суда на курсе, руль постоянно надо держать под
углом на борт, противоположный тому, с которого находится буксируемое
судно.
Если при буксировке под бортом предстоит сделать поворот на 180°, то
нужно разворачиваться в сторону того борта, с которого ошвартовано
буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.
При буксировке нельзя круто менять курс и резко изменять режим работы
двигателя. Во всех случаях, прежде чем приступать к буксировке,
обязательно следует проверить надежность канатов и швартовных
приспособлений.