Паровоз типа Т48 постройки Невского завода имени Ленина
(фиг. 8) конструктивно имеет много общего с паровозом типа 154.
Постройка его началась в 1928 г.
Цилиндрическая часть котла состоит из двух барабанов толщиной 14 мм,
длиной 1765 мм. Передний барабан с внутренним
диаметром 1288 мм входит на 100 мм в задний барабан диаметром 1316 мм.
Барабаны склепаны двухрядным шахматным швом. На первом барабане
расположен паровой колпак высотой 630 мм, Диаметром 650 мм, в котором
помещается паросушитель и регулярная головка клапанного типа.
Фиг. 8. Танк-паровоз 0-3-0 типа Т-48м
Кожух топки имеет цилиндрическую форму, а огневая коробка-
прямоугольную. Дымовая коробка диаметром 1288 мм склепана из листа
шириной 1275 мм, толщиной 10 мм. Боковые, стенки кожуха выше огневой
коробки скреплены одним рядом поперечных связей Диаметром 34 мм, лобовой
лист - контрфорсом.
Для питания котла водой установлены два горизонтальных инжектора В78
(АТНК-6). Паровая машина однократного расширения пара работает
насыщенным паром. Поршни паровой машины выполнены с контрштоками.
Золотники цилиндрические, простые (нераздвижные) с внутренним впуском.
Кулисный механизм системы Вальсхарта с кулисой открытого типа. Подвеска
золотниковой тяги расположена впереди кулисы. Гайка переводного винта
реверса соединена с тягой посредством вертикального рычага. Смазка
цилиндров производится из будки посредством двух чашечных масленок.
Ползун однопараллельный. Паровпускные трубы к цилиндру, диаметром 152
мм, расположены внутри котла. Паровыпускные трубы диаметром 105 мм
оканчиваются в дымовой коробке конусом, имеющим насадку диаметром 110
мм.
Рессорное подвешивание верхнее. Листовые рессоры расположены над каждой
осью внутри рамы.
Рама паровоза - листовая, толщиной 24 мм. Между рамными листами,
расположенными на расстоянии 1320 мм друг от друга, помещается водяной
бак емкостью 1,9 м3. Междурамный водяной бак уложен на междурамных
креплениях и не зависит от напряжений в раме. Он несколько короче бака
паровоза типа 154, чем облегчается доступ к связям ухватного листа
кожуха топки. Боковые водяные баки расположены на площадках, а угольный
ящик - сзади будки машиниста.
Паровоз оборудован ручным и паровым тормозами. Тормозное усилие
передается на все колеса спереди. С каждой стороны паровоза расположены
по две песочные трубы, подающие песок под ведущее колесо с обеих сторон.
Ведущая ось - вторая, чем достигается хорошая работа паровоза как при
переднем, так и заднем ходе, а для лучшего прохода по кривым она сделана
без гребня.
Конструкция паровоза типа Т48 несколько раз пересматривалась. Давление
пара в котле после первого выпуска увеличено с 13 до 14 ати. Боковые
водяные баки с небольшим скосом передней части были удлинены до дымовой
коробки, причем объем водяных баков увеличился с 6 до 7,5 м3. С
увеличением нагрузки на ось были увеличены на 5 мм диаметры элементов
осей. Этому паровозу присвоено обозначение Т48у. Некоторые предприятия
оборудовали эти паровозы воздушными насосами для снабжения воздухом
тормозной магистрали поезда и разгрузочных механизмов вагонов.
До 1934 г. паровозы типа Т48 и Т48 у выпускались с колесами диаметром по
кругу катания 1100 мм, с 1934 г. диаметр колес уменьшен до 1050 мм.
Паровоз оборудован воздушным тормозом и одновременно буферные брусья
приспособлены для автосцепки.
Ряд деталей переведен на сварку. После этих конструктивных изменений
паровозу присвоен тип Т48м . В эксплуатации эти паровозы получили
хорошую оценку.