Уход за паровозным котлом со стороны паровозных бригад заключается в
содержании его в исправном и чистом состоянии.
Исправный и чистый котел обеспечивает хорошее парообразование, высокий
перегрев пара, экономию топлива и большие межпромывочные пробеги
паровоза.
Неисправности котла происходят главным образом вследствие нарушения
правильных режимов отопления, питания котла водой, чистки топки и
дымовой коробки и т. д. Кроме того, неисправности котла вызываются также
плохим качеством котельного ремонта, нарушением технологии или режима
промывки котла, плохими свойствами питательной воды и т. д.
Паровозные бригады должны всегда помнить, что нельзя допускать резкого
охлаждения топки поступившим в нее холодным воздухом через колосниковую
решетку или шуровочное отверстие; чрезмерной подкачки воды в котел,
особенно одновременно двумя инжекторами, да еще при слабом огне. Все это
может привести к образованию надрывов и трещин, а также течи связей,
дымогарных и жаровых труб. К таким последствиям приводит одновременное
накачивание воды в котел и подбрасывание топлива в топку; чистка топки
или дымовой коробки и накачивание воды; долгое накачивание воды, хотя бы
одним инжектором, накачивание воды двумя инжекторами одновременно;
чистка топки и открывание сифона и т. д.
Паровозные бригады должны добиваться, чтобы стенки топки, дымогарных и
жаровых труб, а также трубок элементов пароперегревателя были всегда
чистыми как со стороны воды, так и со стороны огня. Отложение сажи и
накипи на стенках огневой коробки, на поверхности дымогарных, жаровых и
элементных труб и забивка труб изгарью сильно ухудшает условия
теплопередачи, снижая тем самым паропроизводительность котла, а
следовательно, и мощность паровоза в целом.