Дымогарные и жаровые трубы, как и все внутренние части паровозного
котла, подвергаются механическому и химическому износу. Чаще всего
встречаются в трубах следующие повреждения: 1) выедины в виде ямок и
оспин различной величины; 2) продольные и поперечные трещины; 3)
обгорание буртиков в решетке к 4) течь труб.
Выедины в трубах от действия растворенных в питательной воде солей и
газов иногда обнаруживаются на еще здоровой трубе. Такую трубу
приходится заменять.
Трещины в трубах появляются из-за неудовлетворительного качества металла
или от перегрева трубы при отложении на иен накипи. Поперечные трещины,
сопровождающиеся обрывами труб, происходят -преимущественно у решетки.
Причиной этому служат неправильная вальцовка и подкатка концов, перегрев
концов, коррозионные повреждения и иногда механический износ частицами
угля. При появлении продольной или поперечной трещины трубу приходится
менять.
Обгорание буртиков труб происходит от действия сильно нагретых газов,
идущих по трубам из топки в дымовую коробку. Оно происходит тем быстрее,
чем больше котел загрязнен накипью. В этом случае решетка и концы труб
значительно хуже передают тепло от огня к воде и перегреваются, а
буртики труб обгорают. Буртики обгорают также, если они слишком высоки.
Наилучшее средство борьбы с обгоранием буртиков - содержание котла в
чистоте, своевременное и полное удаление накипи со стороны воды.
Наиболее распространенная неисправность труб, вызывающая их смену, - это
течь. Причинами течи -являются перегрев труб вследствие отложения
накипи; охлаждение решетки и труб при проходе холодного воздуха из-за
оголения отдельных участков колосниковой решетки при чистке топки;
неправильное питание котла большими количествами холодной воды,
температурный режим, заправки и охлаждения котла, установка труб и
овальность отверстий в огневой решетке.
Важнейшее мероприятие, предотвращающее течь труб при стальных решетках,-
приварка буртиков труб к решеткам. Течь в приваренных трубах появляется
только при недоброкачественной приварке буртиков.
При подъемочном ремонте паровоза вынимают в различных местах решетки
четыре-пять дымогарных труб и проверяют их состояние. Если состояние
вынутых груб в отношении износа, коррозии и оседания накипи окажутся
удовлетворительными, то дальнейшую выемку труб не производят. В
противном случае трубы вынимают в количестве, обеспечивающем тщательную
очистку котла от накипи и замену ненадежных труб. Сменяют также все
трубы с течыо и негодными буртиками.
При среднем ремонте паровоза следует вынимать в разных местах не менее
30% жаровых и дымогарных труб.
Выемку труб из котла выполняют следующим способом: буртики труб у
огневой решетки обрубают, концы их в передней и задней решетках отжимают
и трубы из задней решетки выбивают и вынимают из котла. При удалении
труб пользуются зубилом и пневматическим молотком, соблюдая осторожность
в работе, чтобы не допустить повреждения решетки. Вынутые из котла трубы
сортируют. Явно негодные бракуют, а те, которые по внешним признакам
предварительного осмотра могут быть отремонтированы, подвергают очистке
от накипи и сажи сухим или мокрым способом.
Очистку труб от накипи производят стальными роликами с наклонными
канавками на их поверхности. При очистке роликами сухим способом два
ролика захватывают трубу и подают вперед, очищая при этом с поверхности
накипь. Недостаток этого способа заключается в частых изгибах очищаемой
трубы, наличии шума и большого количества пыли, вредно действующих на
слух и дыхательные органы работающих. Шумом и пылью сопровождается
очистка и в барабанах, где накипь снимают с труб ударами друг о друга.
Лучший способ очистки труб - мокрый, при котором трубы укладываются на
цепях в бетонную ванну, наполненную водой, где они при перекатывании,
ударяясь одна о другую, очищаются от сажи и накипи. После очистки трубы
тщательно осматривают, взвешивают и окончательно сортируют.
Так как при выемке концы труб снимают, то перед установкой обратно в
котел трубы обрезают и к ним приваривают новые концы, длиной не менее
200 мм для дымогарных и 100 мм для жаровых труб. Отрезку концов труб
выполняют вручную труборезом или на специальных станках. Приварку концов
к трубам производят ^различными способами: кузнечным, газовым и
электрической контактной сваркой.
В отдельных депо, в целях удлинения срока службы труб наконечники
приваривают не к задним, а к передним концам, после чего трубы перед
установкой в котел переворачивают. После приварки наконечников
производят обрезку труб до нужной длины. При текущем ремонте количество
сварных швов в трубах не должно быть более трех. Отремонтированные трубы
подвергают гидравлическому испытанию на прессе в течение 2*-3 мин. под
давлением 30 ат. В это время всю трубу тщательно осматривают и
остукивают легкими ударами молотка.
После гидравлического испытания задние концы труб подкатывают до размера
отверстий в задней решетке, а передние - раздают под размер отверстий в
передней решетке.
Подкатка способствует более свободному проходу пузырьков пара у решетки
в месте наиболее интенсивного парообразования вследствие чего улучшается
циркуляция воды у решетки и уменьшается возможность скопления накипи.
Подкатку труб выполняют на станке или кузнечным способом. Задние концы
труб обязательно отжигают для предохранения от разрывов при отбуртовке.
Трубы с неотожженными концами ставить в котел запрещается. После отжига
концы труб в местах прилегания к решетке, тщательно зачищают до
металлического блеска. Зачистку можно производить вручную или на
наждачном станке с мелкозернистым абразивом.
Отверстия в решетке должны быть правильной цилиндрической формы, не
иметь рисок и забоин. Поэтому после удаления старой трубы и очистки от
сварки и заусениц отверстие проверяют шаровой разверткой. Кромки
отверстия закругляют радиусом 1,5-2 мм, чтобы острые края решетки не
подрезали тела трубы. Подготовленные отверстия следует проверить на
овальность. Овальность допускается не более 0,5 мм для жаровых труб и не
более 0,25 мм для Дымогарных.
Для надежной и длительной работы процесс установки труб должен протекать
в определенной последовательности с применением типового исправного
инструмента. В процесс установки труб входят следующие основные операции
(фиг. 170): 1-подготовка отверстия решетки и прокладных колец из красной
меди; 2 - установка прокладных колец в отверстия решетки; 3 -
развальцовка прокладных колец; 4- разбуртовка прокладных колец со
стороны (воды; 5- установка труб и их развальцовка; 6 - раздача труб для
отбуртовки; 7 - образование внутреннего буртика1; 8 - отбуртовка труб со
стороны огня; 9 - обварка буртиков.
Фиг. 170. Последовательность операций при
постановке дымогарной трубы в задней решетке: 1 - подготовка отверстий
решетки; 2 - установка медных колец; 3- развальцовка медных колец; 4 -
разбуртовка колец; 5 - установка и развальцовки труб; б - раздача труб;
7 -образование внутреннего буртика; 8 - отбуртовка труб; 9 - обварка
буртиков.
Толщина медного прокладного кольца 1,5-2 мм и ширина больше толщины
решетки на 1- 2 мм. Нарезают кольца и; цельнотянутых труб или штампуют
из листовой красной меди Кольца в решетке после раз вальцовки не должны
доходит до огневой поверхности на 1 мм Это делается для того, чтобы при
вальцовке трубы материала кольца не выдавливался наружу из решетки и при
отбуртовке не получалось медной прослойки между решеткой и отогнутым
буртиком трубы. В противном случае возможен пережог буртика при
нагревании и, следовательно, более быстрое обгорание его и течь труб.
Кольца, бывшие в употреблении, разрешается использовать вновь после
отжига если на них нет трещин и если толщина кольца не менее 1 мм
Правильно поставленная и развальцованная труба не должна давать течи и
без обварки буртиков. Поэтому при установке труб необходимо тчательно
соблюдать установленные допуски и размеры. Разница между диаметром трубы
и отверстием в прокладных кольцах для получении хороших результатов
вальцовки -не должна превышать 0,2-0,3 мм При смене полного комплекта
труб вальцовку их необходимо проводить в определенном порядке: сначала
крестообразно по двух взаимно перпендикулярным осям решетки, а затем
кругообразно от центра. При таком порядке вальцовки в решетке не
возникает из лишних и односторонних напряжений. При частичной смене труб
порядок вальцовки на качество установки труб не влияет.
Развальцовку труб в решетках производят винтовыми вальцовками (фиг. 171)
с тремя или пятью роликами.
Трубы для упора в заднюю решетку после установки в котел слегка
подвальцовывают и затем шариковым проссером образуют внутренний уступ
трубы.
Правилами ремонта разрешается вместо проссеровки применять двойную
подкатку. Тогда у трубы в месте входа в решетку имеется переход на
меньший диаметр. Этот переход подобно проссеровке служит упором трубы в
решетку. Преимущество такой подкатки - отсутствие резкого перехода и
подреза трубы.
Фиг. 171. Вальцовка винтовая.
Фиг. 172. Оправка-раздатчик для жаровых труб.
Фиг. 173. Трубная чеканка.
После развальцовки производят отбуртовку труб со стороны огневой
решетки. Отбуртовку выполняют сначала оправкой (фиг. 172), затем
отгибают буртики специальными молотками с закругленными краями, а после
этого специальными трубными чеканками (фиг. 173).
Для образования правильных буртиков дымогарные трубы должны выходить за
решетку на 6-8 мм, а жаровые на 7-9 мм. Из передней решетки трубы
выходят на 10-30 мм. После образования буртика трубы слегка
подвальцовывают для укрепления их от возможного ослабления при
отбуртовке.
К стальным огневым решеткам приваривают трубы исключительно
электросваркой. Решетку в месте приварки труб предварительно тщательно
очищают от нагара, масла, грязи и проч. Очистку производят вокруг каждой
трубы на расстоянии 10-15 мм от края отверстия специальными шарошками
или стальными проволочными Щетками. После очистки решетку промывают
25%-ным раствором каустической соды для удаления грязи и масел, затем
промывают в теплой воде и вытирают насухо.
При смене менее 15 труб в разных местах решетки приварка труб разрешается
производить, не наполняя котел водой. При смен> большого количества
труб, во избежание коробления решетки, ко тел наполняют теплой водой
(35-40°).
Приварку дымогарных труб производят в два приема, а жаровых в 3-4. Трубы
приваривают по рядам сверху вниз через одну трубу, переходя после
заварки всех труб одного ряда к следующем} ряду и т. д. Это делается для избежания сильного местного нагрева решетки.
Высота валика для отбуртованных дымогарных труб 3-3,5 мм для жаровых
труб 4-4,5 мм, ширина валика не больше 4 мм для дымогарных и 6 мм для
жаровых труб. Заваривать трещины буртиков труб запрещается, так как при
правильном выполнении отжига и отбуртовки труб трещин не должно быть.
Диаметр электродов 3-4 мм, ток 120 -150 а. При хорошо выполненной
приварке и хорошем уходе за котлом трубы работают долго без течи и
других дефектов.