Основные признаки неисправной работы поршневых сальников
заключаются в пропускании пара вдоль скалки и в месте прилегания фланца
сальника к цилиндровой крышке.
При пропускании пара поршневым сальником на частях паровой машины
образуется налет, позволяющий сравнительно точно определить место
парения. Так, если задний сальник пропускает пар по скалке, то передняя
часть ползуна покрывается желтобурым налетом. Если сальник пропускает
пар во фланце, то такой же налет образуется на крышке цилиндра.
Парение сальников, помимо значительной утечки пара из цилиндров, в
зимнее время еще ухудшает видимость сигналов. Причиной пропуска пара
сальниками с металлическими кольцами является их неправильная сборка и
смазка; изготовление уплотняющих колец и пружин из материала, не
отвечающего установленным требованиям; неправильная установка параллели
относительно оси цилиндра; неправильное положение ползуна на параллели и
др.
При наличии слабого пропуска пара вдоль скалки необходимо осмотреть
состояние асбестовой набивки, для чего отвертывают гайки крышки
сальника, отодвигают крышку вместе с медной шайбой и вынимают асбестовую
набивку и вторую медную шайбу. Изношенную, спрессовавшуюся набивку
следует освежить добавлением новой. Как свежую, так и старую набивку
необходимо перед установкой на место хорошо пропитать мазутом и слегка
отжать.
Перед набивкой сальника асбестом необходимо убедиться в надежности
смазки сальника пресс-масленкой. Для этого достаточно не погнут и
правильно пригнан по отверстию. Просевшие клинья нужно сменить или
наплавить. Иногда наплавляют подшипники и камни. В период между
промывками разрешается пользоваться неукрепленными прокладками при
условии изъятия их при очередной промывке котла. При наличии овальности
сверх допускаемой стальные втулки необходимо проверить на станке.
Ослабевшие втулки, но годные по толщине, разрешается заварить по всей
поверхности, приточить и запрессовать вновь.
Натяг дышловых валиков при подъемочном ремонте, необходимо восстановить
по чертежным размерам. Валики, кольца и втулки следует цементировать или
хромировать. Втулки в хвостовики сцепных дышел следует запрессовывать
под давлением 5-8 т конусы валиков и конусные втулки притирают по
проушинам дышел.
Расплавление дышловых подшипников происходит, как правило, из-за
небрежного содержания их паровозными бригадами, а именно: из-за
недостаточной смазки; чрезмерно тугого крепления подшипников;
значительных зазоров в постановке дышловых подшипников, вызывающих стук;
выдавливания смазки и нагрева; попадания песка и грязи на шейки
кривошипов, а в зимнее время - загустения смазки.
При расплавлении подшипник разбирают, оставшийся баббит выплавляют,
заливают новым и растачивают по шейке. После исправления подшипников
необходимо проверить с обеих сторон дышло по центрам. Зазоры между
подшипником и рамкой устраняют наплавкой меди снаружи подшипника.
Подшипники ползунов, а также дышловые втулочные должны работать на
бронзе без заливки баббитом. Поршневые и центровые подшипники заливают
баббитом. Сцепные и рамочные подшипники могут работать с заливкой и без
заливки баббитом.
Периодический осмотр дышел производят, обязательно сняв их с пальцев
кривошипов.
После осмотра и определения характера ремонта дышла передаются на
сварку, которую выполняют с предварительным подогревом и последующим
отжигом ремонтируемых мест.
Разрешается производить следующие сварочные работы: 1) наплавлять
изношенные рамки и отверстия под втулочные подшипники, стальные втулки и
шарнирные валики; 2) наплавлять боковые грани дышловых головок и места
под скобы поршневых дышел; 3) наплавлять изношенные места скобы
поршневого дышла; 4) заваривать надрывы в ушках и серьгах сцепных дышел,
если надрыв не распространяется глубже 25% живого сечения; 5) наплавлять
изношенные места скобы поршневого дышла; 6) при среднем и текущем
ремонтах заваривать трещины по масленке сцепных дышел с последующей
насадкой хомута, а также наплавлять изношенные поверхности камней
ползуна, дышловых вкладышей и скоб; 7) при текущем ремонте наплавлять
подшипники по наружным боковым граням и рабочим поверхностям, заваривать
не более двух трещин в подшипниках при условии, что глубина каждой
трещины не более сделать несколько оборотов трещоткой пресс-масленки и
убедиться у бесперебойной подаче смазки. При набивке однокольцевого
сальника придвигают медную шайбу к фланцу сальника; заправляют
поочередно кольцо асбестовой набивки; придвигают вторую медную> шайбу и
крышку сальника, затем навертывают гайки крышки и аккуратно (без
перекоса) окончательно закрепляют гайки.
При пропуске пара в месте .прилегания фланца сальника к цилиндровой
крышке необходимо отвернуть все, гайки фланца, осторожно отодвинуть
фланец назад (не разбирая асбестовой набивки) и осмотреть медное
прокладное кольцо. Если оно просело или имеет вмятины, его необходимо
отдать на проверку или заменить исправным. После тщательной притирки
места для прокладки в -приливе крышки и фланца, прокладное кольцо ставят
на место, придвигают фланец и поочередно без перекоса зажимают гайки.
При сильном пропуске пара вдоль скалки необходимо весь сальник разобрать
и осмотреть (фиг. 180).
При разборке одноколечного сальника отвертывают все гайки на фланце 1 и
отодвигают фланец по скалке; отвертывают гайки на крышке 10 сальника,
отодвигают по скалке крышку вместе с медной шайбой 9 и вынимают набивку;
отодвигают по скалке упорное кольцо 8 вместе с браслетной пружиной 7;
отодвигают обечайку 6 вместе с нажимными 3 и уплотняющими кольцами 2 и
разбирают для осмотра; отодвигают направляющую втулку 4 и спиральную
пружину 5 сальника. Разобранный сальник осматривают и неисправные части
заменяют новыми или исправляют. Уплотняющие кольца при наличии трещин,
излома концов или износа заменяют новыми. Пружины, потерявшие требуемую
упругость, заменяют новыми или восстановленными.
Сборку сальника производят в следующем порядке.
Первая операция: надевают последовательно нажимную пружину, стакан,
обойму, крышку сальника вместе с медным прокладным кольцом, медную шайбу
и, наконец, крышку сальника.
Вторая операция: собирают детали сальника в гнездо крышки цилиндра.
Вставляют нажимную пружину в гнездо крышки, затем стакан. Обойму с
нажимным кольцом и обойму с уплотняющим кольцом собирают снаружи и затем
вместе вставляют в сальниковое гнездо крышки цилиндра. Упорное кольцо
стягивают браслетной пружиной и вставляют в гнездо крышки; при этом оно
должно входить в обойму или в пажимиое кольцо не менее чем на 2-3 мм и
плотно упираться в уплотняющее кольцо. После этого собранный сальник
прижимают к гнезду крышки цилиндра крышкой сальника и затягивают гайками
шпилек.
При пропуске пара в месте .прилегания фланца сальника к цилиндровой
крышке необходимо отвернуть все, гайки фланца, осторожно отодвинуть
фланец назад (не разбирая асбестовой набивки) и осмотреть медное
прокладное кольцо. Если оно просело или имеет вмятины, его необходимо
отдать на проверку или заменить исправным. После тщательной притирки
места для прокладки в -приливе крышки и фланца, прокладное кольцо ставят
на место, придвигают фланец и поочередно без перекоса зажимают гайки.
Третья операция: производят сборку деталей крышки сальника. Вставляют
в выточку крышки сальника медное кольцо, набивают асбестовую набивку,
затем вставляют второе медное кольцо и, наконец, прижимают шпильками
малый фланец.
Четвертая и последняя операция: присоединяют маслопроводную трубку от
пресс-масленки к штуцеру крышки сальника.
В сальниках с мягкой набивкой пропуск пара вызывается отсутствием натяга
фланца, ослаблением затяжки фланца, отсутствием смазки, износом скалки и
т. д.
При перебивке поршневого сальника набивку рекомендуется располагать в
следующем порядке: сначала закладывать плетенки из свежей пеньки, затем
в середину сальника помещать плетенки из старой набивки или пенькового
рукава и, наконец, закладывать снова плетенки из свежей набивки.
По мере износа набивки, во избежание прорыва ее паром необходимо
периодически сальник подтягивать креплением нажимных гаек.