Условия размещения и площадки для размещения статей смотрите здесь
Глава 5. Погружающиеся камеры
5.3. Конструктивные элементы погружающихся камер
Балласт
Погружающиеся камеры даже при полной загрузке в эксплуатационных
условиях должны иметь положительную плавучесть.
Обладая положительной плавучестью, такие камеры могут, опускаться к
месту подводных работ, т. е. приобретать отрицательную плавучесть, лишь
за счет приема дополнительного балласта. В этом случае при аварийной
ситуации (например, при разрыве поддерживающего троса) дополнительный
балласт сбрасывается и камера сама всплывает на поверхность. В
зависимости от размеров погружающейся камеры, ее назначения и способа
использования балласт должен рассчитываться таким образом, чтобы после
его сбрасывания камера приобретала положительную плавучесть не менее
2000 Н.
Если проектом не предусмотрены специальные устройства для отсоединения
несущего троса или кабель-шланга ("пуповины"), то при расчете массы
балласта необходимо учитывать их вес, чтобы после сбрасывания балласта
камера могла бы всплыть вместе с ними на поверхность.
На рис. 5.16 показаны некоторые принципиальные схемы закрепления
твердого балласта и размещения емкости для жидкого балласта на
погружающихся камерах. Схема на рис. 5.16, а является наиболее простым и
дешевым конструктивным решением. Здесь балластные грузы прикрепляются на
болтах к корпусу камеры или укладываются в коробчатую подставку,
опоясывающую корпус. Однако рабочий персонал не может самостоятельно
сбросить балласт при необходимости. Этим нарушается важнейшее требование
к любой балластной системе, поэтому из соображений безопасности такое
конструктивное решение категорически отвергнуто специалистами (пример
весьма редкого использования - в конструкциях камер фирмы "Галеацци"),
В погружающихся камерах, удерживаемых у дна якорями или устанавливаемых
на опорных стойках, балластные грузы размещаются так, как показано на
схеме 5.16,6. Эти грузы обычно имеют форму разделенных колец, шаровых
секторов или сплошных круговых цилиндров. При экстренной необходимости
они могут быть легко сброшены с помощью соответствующего исполнительного
механизма, находящегося внутри камеры.
Целесообразно устанавливать два комплекта балластных грузов,
сбрасываемых независимо друг от друга. В этом случае при сбрасывании
половины твердого балласта камера сохранит некоторую отрицательную
плавучесть и при исправном кабель-шланге, соединяющем ее с надводным
судном, может быть поднята на поверхность прямо за кабель-шланг. При
каких-либо затруднениях сбрасывание второй половины балласта придает
камере необходимую положительную плавучесть.
Рис. 5.16. Схемы закрепления твердого балласта и
размещения емкости для жидкого балласта на погружающихся камерах: а -
жесткое закрепление твердого балласта; б - закрепление твердого балласта
для сбрасывания его из погружающейся камеры; в - подвешивание твердого
балласта на цепи переменной длины вокруг корпуса камеры; г -
подвешивание твердого балласта на тросе, наматываемом на барабан
лебедки; д - закрепление емкости для водяного балласта; е - балласт, в
виде дроби в бункере.
Если по конструктивным соображениям удерживать камеру у дна якорями
не предусматривается или камера на опорных стойках не устанавливается,
то в таких случаях целесообразно применять балластную систему по схеме,
показанной на рис. 5.16, в, в которой твердый балласт, состоящий из
одного или нескольких грузов, подвешен на цепи на метр-полтора ниже
среза выходного люка и обеспечивает некоторое отстояние камеры от дна. В
этом случае возможна ситуация, когда камера, удерживаемая на
определенном уровне балластными грузами, может зависать над грунтом
(подобно воздушному шару над землей). Очевидно, что по этой схеме
балласт легко сбрасывается с помощью простого механизма, находящегося
внутри камеры.
Во всех рассматриваемых вариантах балластировки в зависимости от
программы погружений возможно добавление или снятие отдельных балластных
грузов. В некоторых конструкциях твердый балласт подвешивается на трос,
наматываемый на барабан небольшой лебедки (рис. 5.16, г), и опускается
прямо на дно, в результате появляется возможность при необходимости
"подтягивать" камеру к грунту. Большим преимуществом такой
конструктивной схемы является практически полное исключение влияния
рывков надводного судна на камеру.
Еще один конструктивный вариант балластировки связан с применением
цистерн водяного балласта (рис. 5.16, д) и выполняется по принципу
балластных цистерн подводных лодок (т. е. позволяющий регулировать
плавучесть погружающейся камеры). Однако эта система значительно дороже
и сложнее рассмотренных выше и может обеспечить регулирование плавучести
камеры в весьма малых пределах. Дозированное сбрасывание балласта
возможно по схеме, показанной на рис. 5.16, е.