Условия размещения и площадки для размещения статей смотрите здесь
Глава V. Грузовые устройства
26. Назначение грузовых устройств и их элементы
Грузовые операции на сухогрузных судах производятся вертикальным и
горизонтальным способами. На судах с вертикальным способом
грузообработки (Ло-По) груз перемещается стреловыми поворотными кранами
между причалом и грузовыми трюмами, оборудованными механизированными
люковыми закрытиями. На судах постройки прежних лет наряду с кранами
установлены стрелы с грузовыми лебедками.
Горизонтальный способ грузообработки осуществляется по принципу
"вкати-выкати" (Ро-Ро). Перемещение грузов между причалом и главной
грузовой палубой происходит по механизировавиой аппарели1, а между
главной грузовой, верхней и нижележащими палубами - по аппарелям и
пандусам, представляющим собой наклонные съезды. Аппарель механизирована
и в верхнем положении закрывает проем палубы. Пандусы устанавливаются
стационарно. На судах, имеющих небольшую площадь грузовых трюмов, для
перемещения грузов между палубами используются также грузовые лифты.
Горизонтальный способ предусматривает загрузку и выгрузку колесной
техники своим ходом, а контейнеров и пакетированных грузов - на
трейлерах и автопогрузчиках, являющиеся принадлежностью судна.
Автомобильная палуба (кардек) выполняется подвесной и занимает
промежуточнсе положение между верхней и главной грузовой палубами. Она
снабжена аппарелью, соединяющей ее с главной палубой, и используется при
перевозке легковых автомобилей. Для размещения грузов с большими
габаритными размерами автомобильная палуба вместе с аппарелью
поднимается и стопорится под верхней палубой механизированным приводом.
Проем главной грузовой палубы, соединяющий ее с аппарелью, герметически
закрывается механизированными водонепроницаемыми воротами. Перечисленные
устройства наряду с лоцманским подъемником и специальными лебедками
(шлюпочной, траповой и др.) образуют комплекс грузовых устройств судна.
Универсальные сухогрузные супа (Ro-Po) оборудуются грузовыми
устройствами для вертикального и горизонтального способов обработки. На
специальных судах устанавливаются грузовые устройства, соответствующие
их функциям. Суда для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов (Ро-Флоу),
для погрузки "наплывом" могут притапливатъся приемом балласта. Эти суда,
так же как и лихтеровозы типа ЛЭШ, оборудуются козловыми кранами большой
грузоподъемности, передвигающимися над грузовыми трюмами, и грузовыми
тележками с гидравлическим канатным приводом. На нефтеналивных судах
роль гр> зового устройства выполняют насосы и трубопроводы грузовой
системы, на судах для перевозки сыпучих грузов - ленточные транспортеры
и пневмопогрузчики. Для перемещения грузов в машин в отдельных
отделениях используются стационарное и передвижные тали, кран-балки и
мостовые краны.
Грузовые устройства состоят из металлоконструкций и механизмов. Форма
металлоконструкции определяется назначением грузового устройства. Так, у
стрепового крана она состоит из стрелы и корпуса, у аппарели - из
опускаемого мостового пролета и опорной мачты. Элементы
металлоконструкций приводятся в движение механизмами. Грузовые краны
могут иметь четыре механизма: подъема груза, изменения вылета, поворота
и передвижения. Аппарели имеют механизмы выталкивания, подъема,
стабилизации положения. В состав механизмов входят электрический или
гидравлический привод, передачи, барабаны, транспортерные ленты,
полиспасты и другие элементы. Механизмы снабжаются муфтами и тормозами
различной конструкции.
Большинство грузоподъемных механизмов включают барабаны и полиспасты.
Цилиндрические барабаны предназначены для наматывания канатов. Торцовые
стенки барабанов - реборда, ограничивающие цилиндрическую поверхность,
могут быть использованы для размещения опор, крепления зубчатого обода
последней ступени передачей тормозного шкива. Барабан может выполняться
заодно с осью или вращаться на неподвижной оси на подшипниках качения.
Канат крепится на барабанах грузовых устройств прижимными планками или
клиньями и укладывается в винтовую канавку в один слой у кранов и в
несколько слоев у других грузовых устройств. Для направления каната npt
укладке на барабан может устанавливаться канатоукладчик. Турачка-барабан
коноидальной формы устанавливается на грузовых лебедках для выбирания
оттяжек и топенанта, управления люковыми закрытиями с канатным приводом
и т. п.
Для работы турачкой на нее накладывают несколько шлагов каната, один
конец которого при вращении турачки будет наматываться, а другой сходить
и укладываться в бухту или наматываться на вьюшку. Коноидальная форма
турачки способствует соскальзыванию шлагов каната к середине барабана.
Системы блоков - полиспасты используются для получения выигрыша в силе
при проигрыше в пути. Они состоят из подвижных и неподвижных блоков.
Если канат направляется на барабан лебедки с неподвижного блока
полиспаста, его кратность равна общему числу блоков, если же с
подвижного блока, кратность увеличивается на 5* единицу. На рис. 82,
который приведен ниже, тали оттяжек являются двухблочным полиспастом,
кратность которого равна двум, так как канат 14 сходит на барабан
лебедки с неподвижного блока. В этом случае усилие, приложенное к канату
14, в два раза меньше, чем нагрузка на оттяжке 11 (без учета потерь на
трение), а скорость перемещения каната 14 в два раза больше скорости
перемещения оси подвижного блока 12.
Рис. 80. Колодочный и дисковый тормоза
В механизмах судовых устройств устанавливаются колодочные, ленточные
и дисковые тормоза. По системе включения тормоза подразделяются на
нормально замкнутые, механизм которых всегда заторможен и
растормаживается по необходимости, и нормально разомкнутые, у которых
механизм всегда расторможен и затормаживается, когда в этом возникает
необходимость.
Колодочные тормоза могут замыкаться с помощью груза или пружины.
Размыкание тормозов осуществляется электромагнитом. На рис. 80, о
показан нормально замкнутый двухколодочный тормоз. Он состоит из
тормозного шкива 15 и тормозных рычагов 2 и 13 с колодками/и 14.
Предварительно сжатая пружина 9 воздействует на скобу 10 рычага 2 с
одной стороны и на гайку 8 штока 7 с другой стороны, сводит рычаги 2и
13, прижимая тормозные колодки к шкиву. Шток /упирается в прилив 5 и
отводит якорь 4 от электромагнита 3. При включении тока электромагнит J
притянет якорь 4, который повернется на оси 6 и через шток 7 с гайкой 8
дополнительно сожмет пружину 9 в скобе 10. Гайки 12 отойдут вправо, и
рычаг ]3 под действием пружины 11 освободит тормозной шкив, повернувшись
на оси O. Рычаг 2 под действием массы электромагнита повернется влево
вокруг оси О,.
Дисковый тормоз (рис. 80, б) состоит из дисков 1, установленных на
шлицах вращающегося вала Д и дисков 2, установленных на шлицах в
неподвижном корпусе 4. Оба комплекта дисков имеют фрикционные накладки и
при сжатии с помощью пружин или электромагнита затормаживают вал.
При отсутствии осевого усилия вал с дисками свободно вращается и
происходит растормаживание. Крепление фрикционных накладок к стальным
лентам, колодкам и дискам обычно осуществляется медными или алюминиевыми
заклепками или пиитами с утопленными головками. По мере износа
фрикционных накладок необходимо регулировать усилие их нажатия, а при
износе до уровня головок винтов или заклепок фрикционные накладки
следует заменить. При замасливании фрикционных накладок их следует
промывать в уайт-спирите или другом растворителе для восстановления
усилия торможения.
Ленточный тормоз (рис. 81, а) состоит из тормозного шкива 6 и
охватывающей его ленты 5, которая для лучшего прилегания к шкиву
выполняется из двух частей, соединенных шарниром 7. Один конец ленты
крепится неподвижно на оси 8, установленной в опоре 9. Как эту же ось
падет вильчатый рычаг 1, к средней части которого на оси 10 крепится
подвижный конец тормозной ленты. При вращении винта 4 в гайке 3 он
воздействует на левый конец вильчатого рычага, затягивая или отпуская
ленту. Регулировка натяжения ленты производится талрепом 2. У тормозов
этого типа, используемых как нереверсивные, неподвижно крепится
набегающий конец ленты. Шкив в данном случае вращается против часовой
стрелки.
Большое распространение получили ленточные тормоза с подвесной лентой
(рис. 81, б), у которых стягиваются оба конца ленты. При вращении
рукоятки 1 и свяэанного с ней винта 2 гайки 3 с правой и левой резьбой
стягивают или раздвигают обухи 4 с прикрепленными к ним концами ленты.
Ось шарнира 6 установлена в корпусе 5 тормоза. В других вариантах
конструкции к корпусу крепится один из обухов. Воздействие на тормозную
ленту может осуществляться гидроцилиндром. Тормоза этого типа имеют
больший обхват шкива. '
К грузоподъемным механизмам предъявляются следующие основные требования
Регистра СССР и общесоюзного стандарта.
Каждый механизм снабжается нормально замкнутым тормозом, находящимся в
замкнутом состоянии при отсутствии питания на электроприводе или низком
давлении масла в системе гидропривода. Тормоз должен удерживать механизм
в неподвижном состоянии при усилии, превышающем номинальное в 1,5-2
раза, т. е. иметь коэффициент торможения 1,5-2. Усилие на рукоятке или
рычаге управления не должно превышать 160 Н, а на педали - 320 Н.
Органы управления механизмами выполняют так, чтобы их направление
движения соответствовало направлению движения груза. Подъем груза и
уменьшение вылета (подъем стрелы) происходят при повороте маховика по
часовой стрелке и перемещении рычага на себя или вверх, опускание груза
и увеличение вылета - при перемещении органов управления в
противоположном направлении. Сторона поворота крана совпадает с
направлением отклонения рычага или поворота маховика. Механизмы кранов
оснащаются блокировочными устройствами, выключающими привод в следующих
случаях: при нахождении органов механизмов в крайних положениях; если на
барабане остается три витка каната; при ослаблении натяжения шкентеля
или топенанта; в случае опасности запрокидывания стрелы; при превышении
допустимой грузоподъемности на J5 %.
Рис. 81. Ленточные тормоза
У гидравлических кранов предусматриваются блокировки, обеспечивающие
работу при допустимом уровне масла в баке и температуре масла,
находящейся в пределах рабочего диапазона.
Электрозащита обеспечивается наличием в кабине кнопки аварийной
остановки; нулевой защиты, исключающей самопроизвольный пуск
электродвигателя при восстановлении напряжения после его исчезновения;
защиты от перегрузок и тока короткого замыкания.
Краны должны быть укомплектованы приспособлениями, обеспечивающими
возможность спуска груза, опускания стрелы и поворота крана при
прекращении подачи электропитания.
Нормальная работа кранов должна происходить при крене до 5° на любой
борт, дифференте до 2° на нос или корму, бортовой качке до 2,5° и при
ветровой нагрузке на поверхность крана в продольном и поперечном
направлениях до 400 Па.