Экипажная часть паровоза, рама паровоза и ее детали
Экипажная часть паровоза состоит из рамы, упряжных и ударных
приборов, колесных пар с буксами и подшипниками, рессорного подвешивания
и тележек.
Конструкция рамы. Паровозные рамы служат основанием для
парового котла и паровой машины и бывают листовые, брусковые и
цельнолитые. На всех паровозах промышленного железнодорожного
транспорта, кроме Ь " и ПЛ, установлены листовые рамы; на паровозах и ПЛ
- брусковые рамы.
Листовая рама паровоза состоит из двух вертикально расположенных
продольных стальных листов, толщиной от 15 до 35 мм для широкой колеи и
от 10 до 30 мм для узкой колеи, соединенных между собой в передней части
буферным брусом, в середине - междурамными скреплениями и сзади - задним
упряжным ящиком или задним буферным брусом, если паровоз танкового типа.
Расстояние между листами рамы для паровозов нормальной колеи 1000-1375
мм, а для узкой колеи - с внутренними рамами 600- 624 мм и наружными
964-990 мм. В продольных листах рамы делаются вырезы для помещения букс
колесных пар, облегчения рамы и более свободного доступа к внутренним ее
частям.
По расположению относительно колес рамы разделяются на внутренние и
наружные. На паровозах широкой колеи применяются исключительно
внутренние рамы. Паровозы узкой колеи оборудованы внутренними и
наружными рамами (паровозы типа 157 и серии К, О).
Рамные листы соединены поперечными междурамными креплениями. На
паровозах широкой и узкой колеи старых и некоторых новых конструкций
междурамные крепления сделаны из стальных листов, скрепленных с рамными
листами угольниками на заклепках или болтах. В последнее время
междурамные крепления отливаются из стали или делаются сварными и
скрепляются с продольными листами с помощью сварки или болтов. Передние
концы рамы паровоза скрепляют буферным брусом, изготовленным из стальных
листов и игольников, соединенных заклепками или сваркой.
Кроме буферного бруса, передняя часть рамы паровоза скрепляется
междуцилиндровым креплением и передней опорой котла под дымовой камерой.
Переднее крепление образуется в виде ящика из двух параллельных,
вертикально расположенных стальных листов и двух или более
горизонтальных листов, скрепляемых с листами рамы и между собой
угольниками на заклепках. Такое устройство переднего скрепления
объясняется тем, что, кроме скрепления рамы с котлом, в этом месте
укрепляются цилиндры, передающие на раму большие усилия. На паровозах
серии Э, Эм и СО клепаное и сварное переднее скрепление заменено
стальной отливкой, представляющей собой отдельную литую коробку,
вставленную между рамными листами и скрепленную с рамой призонными
болтами. Задний конец рамы укреплен стяжным ящиком, получающимся из
вертикальных и горизонтальных листов, соединенных с рамой и между собой
угольниками на заклепках или болтах, а в паровозах новых конструкций -
сваркой.
Фиг. 139. Буксовая направляющая паровоза типа
157.
Фиг. 140. Корыто буксовых направляющих паровоза
серии 9П.
Вырезы в продольных листах рамы паровоза для осевых букс имеют
привинченные или приклепанные к раме буксовые направляющие. Буксовые
направляющие Т-образного сечения служат для удержания буксы в правильном
положении и дают возможность буксе перемещаться в вертикальном
направлении.
Буксовые направляющие изготовляются отдельно или в общем корпусе (фиг.
139). Последнее устройство более прочно, так как служит и для укрепления
рамы паровоза в месте, ослабленном буксовым вырезом.
Буксовые направляющие в вертикальном направлении не параллельны между
собой. Заднюю направляющую устанавливают отвесно, переднюю наклонно.
Между наклонной поверхностью буксовой направляющей и буксой вставляется
клин. Постановка клина впереди буксы объясняется тем, что паровоз больше
работает на передний ход и сила тяги от колеса на раму паровоза
передается через переднюю поверхность буксовой направляющей, а поэтом;
она больше изнашивается. Этот износ легко компенсируется подтягиванием
клина.
Буксовый вырез в полотне рамы, кроме буксовой направляю щей, укрепляется
еще подбуксовой стрункой или связью, представляющей собой массивную
стальную поковку, которая прикрепляете? снизу к направляющей или к
специальным выступам (каблучкам: в полотне рамы.
На паровозе серии 9П буксовые направляющие изготовлены i виде
штампованного корыта с приваренными к нему привалочными фланцами и
ребрами жесткости (фиг. 140). Такое устройство при дает раме
значительную жесткость и прочность.